воспитатель группы "Теремок"
Стаж педагогической работы - 8 лет
Дистанционные консультации педагогов для родителей
«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»
Одним из самых давних и самых распространённых видов устного народного творчества является загадка. Люди начали придумывать загадки в глубокой древности. Загадки развивают наблюдательность, учат воспринимать мир многогранно и образно, помогают совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в умственном развитии, в воспитании и организации досуга детей дошкольного возраста.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок может способствовать развитию у детей находчивости, сообразительности, быстрой реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: «что? откуда? что из чего делается? что чему служит?. » Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний. Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процесс сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка.