учитель-логопед группы "Рябинушки"
Анаграмма как средство формирования познавательных процессов у дошкольников
В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи, познавательных процессов у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Общеизвестен тот факт, что овладение правильным чтением и грамотным письмом невозможно при нарушениях устной и письменной речи.
Зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний, была установлена в специальных исследованиях, проводимых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН.
Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи – это, прежде всего дети с недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонематическом развитии, а именно неправильное овладение звуковым составом слова, создаёт серьёзные препятствия для овладения чтением и письмом. Поэтому, создание условий для активного вовлечения дошкольников в развитии познавательных процессов и раннее начало коррекции процессов фонематического восприятия, приведёт к профилактике нарушений чтения и письма.
Среди интеллектуально-развивающих игр особенно популярны игры в загадки. Процесс отгадывания загадок вызывает у детей интерес. Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают и обогащают речь. Одним из вариантов игр-загадок являются анаграммы. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие, которое хорошо развивает комбинаторное мышление и грамотность. Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать свою успешность после разгадывания очередной анаграммы. Постепенно от отдельных слов – анаграмм можно переходить к целым предложениям.
Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э.
Использование анаграмм решает следующие задачи:
1. Развитие познавательных процессов.
2. Расширение лексического запаса.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов,
(фонематических представлений).
4. Воспитание положительной мотивации обучения.
5. Создание обстановки эмоционального подъёма, комфортности для каждого воспитанника.
6. Предупреждение нарушений чтения и письма.
Решение этих задач поможет устранить фонетико-фонематическую недостаточность и сформировать навыки звукового анализа у будущих учащихся начальной школы, а также будет способствовать выработке у детей навыка продуктивной учебной деятельности и формированию мотивации учения.
Важным условием для успешного разгадывания анаграммы является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Формирование этого действия происходит постепенно, и требует комплексного и систематического специального обучения дошкольников. Поэтому, перед тем как начать работать с анаграммами, дети должны овладеть следующими понятиями.
1. Понимать, что «слово» - это определенное сочетание звуков, которое
имеет смысл.
2. Уметь дифференцировать слова, обозначающие разные части речи.
3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая:
- опорные признаки
например: полосатый, крупный, сочный (арбуз),
серый, колючий, маленький (ёж);
- обобщающие понятия:
«Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда)
«Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус и …)
- «Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка – это …).
4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.
5. Подбирать слова к слоговым схемам.
6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова.
7. Подбирать к слову однокоренные слова.
8. Уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу.
например: лес, лесной, леска, лесничий.
9. Составлять слова из заданных слогов.
например: ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА;
10. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.
Например: локоть, улитка, кровать (лук).
Составлять слова по последнему звуку других слов:
Например: торт, колесо, мак (ток).
11. Заменять в слове звук или букву (в начале, середине или конце) для получения нового слова
КОМ – ТОМ – ТАМ – НАМ - НАС
12. Читать слова в обратном порядке.
13. Находить пропущенный звук на слух. (Игра «Звук потерялся»).
СО. - СОК, СОМ
СТУ. – СТУК
Б . К - БОК, БЫК
К . М – КОМ, КУМ
14. Из букв данного слова составлять новые слова.
Например: КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра…
15. Составлять из заданных букв слова (игра «Слово рассыпалось»).
Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА. Такая работа развивает фонематический слух.
16. Подбирать пропущенные гласные так, чтобы получились слова с названиями на заданную тему. «Буквы потерялись».
За определённый промежуток времени дети подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную лексическую тему. (В данном упражнении может быть 2 уровня сложности.) Такое задание совершенствует фонематический анализ, развивает зрительное восприятие и словарный запас.
Овощи
Первый вариант
Л . К Р . П . Ч . С Н . К
Т . К В . К . П . С Т . . К Р . П
П . Р . Ц Б . К Л . Ж . Н К . К . Р . З .
С В . К Л . П . Т Р . Ш К . К . Р Т . Ф . Л Ь
Второй вариант
Л К Р П Ч С Н К
Т К В К П С Т К Р П
П Р Ц Б К Л Ж Н К К Р З
С В К Л П Т Р Ш К К Р Т Ф Л Ь
Фрукты
Первый вариант
Л . М . Н С Л . В . Б . Н . Н
Г Р . Ш . П . Р С . К . П . Л Ь С . Н
М . Н Д . Р . Н . Б Р . К . С . Н . Н . С
В . Ш Н . Г Р . Н . Т М . Н Г .
Второй вариант
Л М Н С Л В Б Н Н
Г Р Ш П Р С К П Л Ь С Н
М Н Д Р Н Б Р К С Н Н С
В Ш Н Г Р Н Т М Н Г
Домашние животные
Первый вариант
К . Т Б . К Б . Р . Н
С В . Н Ь . К . Ш К . Л . Ш . Д Ь
Второй вариант
К Т Б К Б Р Н
С В Н Ь К Ш К Л Ш Д Ь
Составляя анаграммы, мы классифицируем их по лексическим темам и адаптируем для детей с ТНР подготовительного возраста. Задания несут развивающую, а также коррекционную направленность и соответствуют основным принципам дидактики. Таким образом, данная работа может быть использована как на занятиях по обучению грамоте, так и на любых занятиях по развитию речи.
В нашей работе используются анаграммы по лексическим темам. Предлагаем некоторые из них.
1. Животные
ДАР + ПОЛЕ = ЛЕОПАРД
НОТА + ЛИПА = АНТИЛОПА
РАЙОН + СТОГ = ГОРНОСТАЙ
ЗОБ + И + КАДР = ДИКОБРАЗ
СОН + УТОК = УТКОНОС
2. Птицы
КОРОВА + НОЖ = ЖАВОРОНОК
БОЛЬ + АСТРА = АЛЬБАТРОС
ОВАЛ + КАМИН = МАЛИНОВКА
СЕЛО + ВОЙ = СОЛОВЕЙ
ЛИК + ПЕНА = ПЕЛИКАН
ДЕКА + КРОВ = КЕДРОВКА
КОМА + НАЛИВ = МАЛИНОВКА
РУКА + КАПОТ = КУРОПАТКА
КОМ + УХА + ВОЛ = МУХОЛОВКА
УТРО + ЯК + ЗАГС = ТРЯСОГУЗКА
ВЕК + БИСЕР + НУТ = БУРЕВЕСТНИК
3. Цветы
ИДОЛ + СЛУГА = ГЛАДИОЛУС
ВОИН + ЧУДАК = ОДУВАНЧИК
ШАР + КОМА = РОМАШКА
ДЕКА + ЗУБАН = НЕЗАБУДКА
4. Ягоды
ШРАМ + ОКО = МОРОШКА
ИРАН + ЧЕК = ЧЕРНИКА
ДОН + ГРИВА = ВИНОГРАД
КУРС + БАНИ = БРУСНИКА
БУКА + КЛИН = КЛУБНИКА
ЛИКО + ГУБА = ГОЛУБИКА
ТИНА + КОСЯК = КОСТЯНИКА
МИНОР + СОДА = СМОРОДИНА
ЛЕК + НИЗ + ЯМА = ЗЕМЛЯНИКА
5. Грибы
БЕК + ДИВО + ПОЗЁР = ПОДБЕРЁЗОВИК
ПОВОД + ИНОК + СИ = ПОДОСИНОВИК
ЛИК + И+ ЧАС = ЛИСИЧКА
ЛЁС + КАН + ОМ = МАСЛЁНОК
ВОР + И + БОК = БОРОВИК
ХОР + ОМ + УМ = МУХОМОР
Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Создавая условия для активного вовлечения воспитанников в процесс обучения, способствовали формированию коммуникативной, информационной и общекультурной компетенций, которые создадут положительную мотивацию обучения в школе.
Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.
Список литературы:
1. Голубовский М. Анаграммные вариации: состукивание слов. Журнал Вестник online № 24 (335) 26 ноября 2003г.
2. Мельников С. Журнал «Весёлый затейник» № 2 1998г.
3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М., 2005г.
4. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. «Интеллект- Центр» Москва 2002г.
5. Яворовская И.А. Парад шарад: анаграммы, шарады, викторины, загадки. «Феликс» 2011г.